Липатов Э. Г., Чаннов С. Е. Правовые механизмы повышения эффективности разграничения предметов ведения и полномочий федерального центра и регионов в Российской Федерации

Липатов Э. Г., Чаннов С. Е. Правовые механизмы повышения эффективности разграничения предметов ведения и полномочий федерального центра и регионов в Российской Федерации (Скачать)

ЛИПАТОВ Эдуард Георгиевичдоктор юридических наук, профессор, заведующий кафедрой административного и уголовного права Поволжского института управления им. П. А. Столыпина – филиала РАНХиГС (г. Саратов) eduard.lipatov2010@yandex.ru

ЧАННОВ Сергей Евгеньевичдоктор юридических наук, профессор, заведующий кафедрой служебного и трудового права Поволжского института управления им. П. А. Столыпина – филиала РАНХиГС (г. Саратов) sergeychannov@yandex.ru

Аннотация. В статье анализируются возможные направления повышения эффективности взаимодействия федерального центра и субъектов Российской Федерации в сфере разграничения предметов ведения и полномочий, а также выделения необходимых для их реализации финансовых ресурсов. Актуальность данного анализа обусловливается существующими диспропорциями в развитии федерального центра и отдельных регионов, связанными с возложением на последние ряда финансовоемких полномочий без выделения необходимых для их реализации финансовых ресурсов. Целью исследования является выработка механизмов повышения влияния субъектов РФ на решения, принимаемые на федеральном уровне и затрагивающие их интересы в бюджетной сфере. Предметом исследования являются конституционно-правовые механизмы разграничения полномочий по предметам совместного ведения. При подготовке статьи были использованы общенаучные методы: диалектический метод, методы формальной логики, а также сравнительно-правовой метод. На основе проведенного исследования авторы делают вывод о том, что существующая в настоящее время в Российской Федерации конституционно-правовая форма выбора экономического поведения федеральным центром позволяет последнему решать экономические проблемы страны не путем проведения институциональных преобразований и стимулирования экономического роста, а с помощью простого перераспределения финансовых ресурсов. Такой подход имеет как минимум два негативных последствия: 1) увеличение неравенства возможностей жителей различных регионов России в зависимости от места их проживания; 2) торможение экономического развития страны в целом. Делается вывод о том, что решение проблемы лежит в двух плоскостях: конституционно-правовой и финансово-правовой. Первая базируется на формировании конституционно-правовых механизмов, позволяющих регионам в значительно большей степени, чем это имеет место в настоящее время, влиять на принятие федеральным центром решений, затрагивающих их (регионов) полномочия и обязательства; вторая – на закреплении финансово-правовых гарантий обеспечения экономического развития территориальных образований, входящих в состав Российской Федерации. Применительно к первой в статье предлагается изменить действующий порядок согласования федеральных законов, затрагивающих интересы субъектов РФ, а также наделить Совет Федерации бóльшим объемом полномочий в рамках их рассмотрения и принятия.

Ключевые слова. Федеративное устройство; экономическое развитие; распределительная политика; разграничение полномочий; законотворческий процесс; Совет Федерации