КЛИМЕНКО Екатерина Петровна — кандидат юридических наук, доцент, доцент кафедры истории и теории государства и права Крымского федерального университета им. В. И. Вернадского (г. Симферополь) kep65@bk.ru
Аннотация. Колебания экономики мира в связи с многочисленными угрозами ее развитию на фоне глобальных изменений в сырьевой и энергетической сферах, процессов цифровизации и автоматизации, не прекращающихся сдвигов в области трудовой и политической миграции, новые эпидемиологические и иные вызовы приводят к существенным, а подчас мало предсказуемым событиям в различных видах общественной и экономической деятельности, нарастанию старых и появлению новых многочисленных рисков, к которым примешиваются природные, экологические, демографические, политические и социальные факторы. Все это требует переосмысления сложившихся концепций, систем, подходов, нормативной базы, что невозможно без обращения к различным историческим аналогиям (известным и малоизвестным) с целью их переосмысления, характеристики с позиций новых знаний, идей. Предметом исследования выступили первые общие нормы советского законодательства, направленные на урегулирование вопросов внутреннего распорядка деятельности рабочих и служащих на предприятиях водного и железнодорожного транспорта. Теоретико-методологическую основу работы составили труды ученых – историков права, затрагивающие различные аспекты организации деятельности советских органов транспорта. Характер анализируемых вопросов обусловил применение общенаучных методов эмпирического и теоретического исследования: исторического, логического, системного и функционального, сравнительно-правового. Сравнительно-правовой подход был применен в ходе изучения и сравнения способов нормативного регулирования соответствующих норм в имперском и советском законодательстве и нормотворчестве. По результатам проведенного исследования во второй части работы были сделаны выводы о том, что правила внутреннего распорядка на предприятиях и в учреждениях железнодорожного и водного транспорта наркомата путей сообщения 1922 г.: 1) определяли лишь основные, «общие начала» норм поведения на территории предприятия, порта; 2) носили отчасти прогностический характер, так как многие нормы в условиях 1922–1923 гг. были мало выполнимы; 3) требовали приспособления норм и правил всех действующих на территории базового предприятия субъектов к установленным единым нормам; 4) соответствовали государственной социальной политике, так как были направлены на улучшение условий труда и быта рабочих, сотрудников; 5) в ходе развития производственных отношений, нормативной базы подлежали изменению и приспособлению к условиям каждого конкретного предприятия, ведомства.
Ключевые слова. Правила внутреннего распорядка на предприятиях и в учреждениях железнодорожного и водного транспорта; народный комиссариат путей сообщения; внутренний распорядок; предприятие; судно; торговый порт.