Ишеков Константин Анатольевич Антикоррупционные программы субъектов Российской Федерации: сравнительно-правовой аспект
Ишеков Константин Анатольевич - доктор юридических наук, доцент, главный научный сотрудник центра научных исследований Всероссийского государственного университета юстиции (РПА Минюста России) (г. Москва) ishekov77@mail.ru
Аннотация. Актуальность сравнительно-правового исследования порядка принятия и содержания региональных антикоррупционных программ обусловлена необходимостью их разработки и корректировки в соответствии с рекомендациями, предусмотренными Национальным планом противодействия коррупции на 2018–2020 годы. Предмет работы составляют нормативно-правовые основы, определяющие порядок принятия и реализации программ противодействия коррупции субъектов Российской Федерации. Цель настоящего исследования заключается в выявлении проблем создания и развития антикоррупционных программ на уровне регионов России, выработке способов их разрешения, подготовке рекомендаций, направленных на восполнение пробелов при формировании программ антикоррупционного характера и устранении дефектов правореализации. На основе логического, системно-структурного, функционального, сравнительно- правового и формально-юридического методов сформулированы выводы и предложения, обладающие научной новизной. Проведенное исследование показало, что в значительной части субъектов РФ антикоррупционные программы прекратили свое действие, а новые программные документы приняты не были. В отдельных регионах, где антикоррупционные программы не приняты или утратили свою юридическую силу, действуют планы противодействия коррупции. В результате сравнительного анализа сделан вывод о том, что существующее в отдельных субъектах Федерации отождествление планов и программ недопустимо, так как планы и программы являются различными видами правовых актов. Если в региональных нормативных правовых актах более высокой юридической силы прямо предусмотрено указание на принятие антикоррупционной программы, такой документ должен быть принят в императивном порядке; если предусмотрена альтернативная возможность принятия плана противодействия коррупции, тогда в данном регионе правомерно действие как программы, так и плана антикоррупционной направленности. Также в ходе исследования были выявлены нарушения в порядке принятия антикоррупционных программ, недостатки содержания соответствующих программных документов, предложены варианты их устранения.
Статья подготовлена при финансовой поддержке Российского фонда фундаментальных исследований в рамках реализации научного проекта No 19-011-00729А «Развитие антикоррупционного законодательства в сфере государственного управления».
Ключевые слова. Антикоррупционные программы; план противодействия коррупции; субъекты Российской Федерации; антикоррупционный мониторинг; государственный и общественный контроль; риск-орииентированный подход